В последнее время у детей стали
чаще наблюдаться случаи врожденной глухоты, а также потеря слуха в
раннем возрасте. По данным слухового скрининга (отбора), проведенного в
родильных домах США, врожденные дефекты слуха встречаются у одного из
ста новорожденных.
Полная или частичная потеря слуха у ребенка – единственный физический
дефект, приводящий к снижению интеллекта и задержке умственного
развития. Глухота резко уменьшает возможности ребенка воспринимать
собственную речь и речь окружающих, таким детям тяжело научиться
говорить.
Как правило, нарушение слуха
вызывают следующие факторы:
- Наследственная семейная глухота и
тугоухость;
- Инфекционные заболевания, особенно вирусные,
перенесенные женщиной в период беременности – наибольшую опасность
представляют краснуха, эпидемический паротит (свинка), ветряная оспа,
опоясывающий лишай;
- Врожденные анатомические дефекты головы и
шеи, в частности ушной раковины, незаращение верхней губы и твердого
неба (“волчья пасть”);
- Маленький вес ребенка при рождении (1500г и
меньше);
- Желтуха новорожденного, которая возникает в
результате резус конфликта матери и плода и сопровождается
значительным повышением уровня желчного пигмента билирубина в крови
ребенка;
- Эпидемический менингит (воспаление оболочек
мозга);
- Асфиксия новорожденного, который имел
показатели по шкале Апгар 0-3 балла;
- Применение антибиотиков для лечения
различных заболеваний.
Если ребенок относится хотя бы
к одной из перечисленных групп риска или у него наблюдается задержка
речевой активности, логопедические проблемы, задержка развития по
сравнению с другими детьми, необходимо обратиться за помощью к
специалистам и провести полное обследование слуха.
К сожалению, в нашей стране 30% детей с нарушением слуха выявляют после
3-х летнего возраста. Чаще нарушение слуха выявляется только в возрасте
6-7 лет, когда ребенок должен идти в школу. В большинстве случаев таким
детям можно помочь и не дать окончательно утратить слух, но за такое
длительное время у ребенка формируется специфическая психология и ему
тяжело приспособиться в среде нормально слышащих детей. Переучивать
плохо слышащих детей очень сложно, потому что у ребенка нет достаточного
слухового опыта.
Очень важно исследовать слух у новорожденного в течение первых недель
его жизни, чтобы своевременно выявить врожденные нарушения. На Западе и
в Америке такое исследование является обязательным.
Вовремя заподозрить нарушение
слуха могут и сами родители ребенка, следует лишь обратить внимание на
следующие моменты:
Проследите за тем, как ребенок
спит, просыпается ли он от внезапных громких звуков: стук двери, звонок
и др.
Как реагирует (и реагирует ли
вообще) ребенок на громкие звуки во время бодрствования.
В возрасте трех месяцев дети
начинают произносить звуки или “гулить”, глухие дети молчат.
Если у ребенка обнаруживается
нарушение слуха, то необходима консультация специалиста и обследование.
Важно как можно раньше (с 3-4 месячного возраста) установить слуховой
аппарат и разработать программу реабилитации. Обязательно проводятся
специальные занятия для детей по развитию слухового восприятия с
одновременным формированием устной речи и навыков чтения.
"Видимая речь" - компьютерный
комплекс для визуализации процесса формирования и коррекции
характеристик голоса, правильного звукопроизношения. Комплекс
предназначен для занятий с детьми, начиная с двухлетнего возраста,
школьниками и взрослыми. Незаменим при обучении глухих и слабослышащих
устной речи, в логопедической практике, изучении иностранного языка.
Содержит упражнения для корректировки голоса и фонологические
упражнения.
|